Запор или не запор — вот в чём вопрос!

9 июля 2021

Записаться на прием к гастроэнтерологу в АлматыЗапоры. Причины возникновения. Диета. Лечение

Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с такой проблемой как запор. В связи с тем, что запоры чрезвычайно распространены в обществе, их своевременная диагностика и лечение являются очень актуальны. Для решения этой проблемы обычно используется несколько путей: рекомендации фармацевта об использовании тех или иных слабительных средств; советы «соседки по лестничной площадки», которая когда-то по телевизору или от свой прабабушки слышала рецепт чудотворного зелья от вашего недуга; либо же консультация врача-специалиста. Для того чтобы определится какой путь наиболее верный, необходимо знать какое же состояние действительно следует считать запором. Во многом это связано с тем, что частота дефекации у всех людей разная.

Так что же такое запор?

Итак, запор- это длительная (более чем на 48 часов) задержка опорожнения кишечника, сопровождающаяся затруднением и нерегулярностью акта дефекации, урежением его частоты (реже, чем 3 раза в неделю), уменьшением веса стула (менее 35 г. в сутки), часто- болезненной дефекацией с выделением твердых масс и чувством неполного опорожнения кишечника. Если запор развивается в течение нескольких часов, дней и недель, он трактуется как острый, а если продолжается более 3 месяцев — хронический. Острый запор часто возникает в результате резкого ограничения физической активности или неподвижности (например, во время путешествий, при госпитализации в связи с хирургическим вмешательством или другими острыми заболеваниями), которые проходят при коррекции диеты (увеличением потребления растительной клетчатки и воды), разумном временном применении слабительных средств и увеличении физической активности.

Так же стоит учитывать тот факт, что прерывистый быстрый завтрак и слишком быстрый прием пищи может оказывать негативное действие на гастроколитический рефлекс. Таким образом, по тем или иным причинам вам не удалось во время и правильно позавтракать, и акта дефекации так же не последовало, и вы благополучно пошли на работу (на учебу). Затем в течение дня все же возникает позыв к акту дефекации, но в связи с несвоевременностью и отсутствием времени и привычных туалетных условий, насильственно подавляются стимулы к опорожнению кишки. Чувствительные рецепторы прямой кишки привыкают к повышению ректального давления и со временем не реагируют на него, т.е. позывы должны становится все сильнее и сильнее, что в конечном итоге ведет к хроническому запору. В сегодняшние дни этот механизм обуславливает достаточно большую часть привычных хронических запоров.

Не стоит забывать, что сопутствующая патология желудочно-кишечного тракта, в механизме которой лежит нарушение акта пищеварения и последующего сбоя в работе всасывания и образования каловых масс, так же приводит к хроническим запорам.

Огромную роль в механизме развития запора играет органическая закупорка просвета кишки (стриктуры, опухоли, грыжи, выпадение прямой кишки, дивертикулез, сифилис, туберкулез, ишемический колит, эндометриоз и т.д.), заболевания прямой кишки (ректоцеле, инвагинация), заболевания анального отверстия (стеноз, трещина), нейрогенные причины, а так же психогенный запор, наличие метаболических синдромов, патологии органов эндокринной системы.

Для выяснения причины и дальнейшей тактики ведения пациента с запором необходимо исключить органическую патологию. Минимальное диагностическое обследование должно включать в себя колоноскопию, рентгенконтрастное исследование толстой кишки, ректороманоскопию, при необходимости УЗИ органов брюшной полости, УЗИ щитовидной железы с последующей консультацией врачей-специалистов.

Лечение запоров для многих врачей и пациентов остается неразрешимой задачей и не дает нужного результата и удовлетворения по нескольким причинам. Во-первых, рекомендации по питанию часто неправильные. Пища содержит мало механических раздражителей и подвергается чрезмерной интенсивной кулинарной обработке. Во-вторых, злоупотребление в использовании клизм, при длительном применении которых лишь усугубляются изменения слизистой оболочки и усиливается запор. Нормальным содержимым кишечника является не вода и «целебные растворы для промывания», а химус и кал, качество которых улучшается при назначении адекватной диеты, и в случае необходимости, ферментных препаратов и средств, нормализующих моторику кишечника. В-третьих, зачастую необходимо лечить основное заболевание, повлекшее за собой развитие такого симптома как запор. Много ошибок допускается при лечении дисбактериоза кишечника. Часто проводятся курсы антибиотикотерапии с одновременным приемом микробных бактерийных препаратов (без соблюдения временных интервалов), которые тут же уничтожаются этими антибиотиками.

Таким образом, лечение такого симптома как запор не может ограничиваться лишь приемом слабительных средств, применением клизм или сомнительных рецептов по очищению кишечника. Необходимо обратиться к специалисту, найти причину и получить грамотную консультацию специалиста с дальнейшим выбором пути решения данной проблемы.

Источник: asmedical.com.ua