Гастроскопия (ФГС, ФЭГДС)

11 июня 2021

Записаться на прием к гастроэнтерологу в АлматыГастроскопия — так часто называют метод исследования пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки с помощью специального прибора-эндоскопа. В народе часто употребляются различные синонимы гастроскопии — фгс, фэгдс, фгдс, фиброгастросокопия, видеогастроскопия, гастроскопия желудка, зондирование желудка. Разные назавания одного обследования связаны с историей развития этого метода исследования и особенностями сокращения названия.

В прошлом веке часто для обследования желудка применялось зондирование — взятие образцов желудочного сока с помощью специального зонда — полой трубки. Потом это исследование стало применяться все реже и с 70-х годов 20 века в СССР появились фиброоптические эндоскопы для обследования полых внутренн их органов — пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки. Название обследования происходит от названия осматриваемых органов. Желудок — гаструм, пищевод — эзофагус, двенадцатиперстная кишка — дуоденум, скопия — смотреть. Поэтому полное назавание — осмотр пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки — эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС).

В зависимости от типа применяемого прибора ЭГДС может быть фибро- (ФГС, ФЭГДС) или видео- (ВГС, ВЭГДС). В фиброволоконных оптических эндоскопах для получения изображения из желудка применялось стекловолокно. В Украине фиброгастроскопов — более 90% и большинство из них уже морально и физически устарело.

Пример исследования проведенного фиброгастроскопом и записанного с помощью специальной видеоприставки с выводом изображения на экран монитора. В больницах эта приставка тоже редкость и врач вынужден всматриваться в эндоскоп, как в дверной глазок.

Гастроскопия проведенная фиброволоконным гастроскопом

Современные видеоэндоскопы получают изображение с помощью специальных цифровых чипов — микровидеокамер.

Видеоэндоскопы в развитых странах давно вытеснили фиброволоконные по причине во много раз лучшего качества диагностики.

Кроме того цифровые гастроскопы быстро прогрессируют в качестве изображения и современные модели позволяют выявить заболевания, предшествующие онкологическим, а не рак на хирургических стадиях. Это главное и существенное отличие. Современная цифровая видеогастроскопия спасает жизнь.

Однако пациента больше всего интересует не название исследования.

Практически после каждого посещения врача-гастроэнтеролога, особенно при жалобах на боли в верхней половине живота, изжоге и т.д., назначается гастроскопия. В нашей стране за гастроскопией закрепилась слава крайне неприятного исследования. Поэтому в первую очередь у пациента возникает следующие вопросы:

• Показания и противопоказания к гастроскопии.
  • Какая подготовка необходима к гастроскопии?
  • Какие осложнения могут быть при гастроскопии?
  • Определение инфекции Helicibacter pillory (хеликобактер пилори) при гастроскопии.

МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ГАСТРОСКОПИИ?

Ответ однозначный – нет. В современной медицине только видеоэндоскопическое исследование пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки может дать полный ответ врачу о причинах заболевания и позволит вылечить его.

Существуют и другие методы обследования верхних отделов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ):

• томография, как правило применяется компьютерная томография с контрастированием;
  • виртуальная гастроскопия или виртуальная колоноскопия;
  • рентгенконтрастное исследование;
  • капсульная эндоскопия.

Томография и рентген дают больше информации о форме, расположении, двигательной функции ЖКТ. Виртуальная гастроскопия или колоноскопия применяются на современных компьютерных томографах. После осуществления снимков с помощью компьютера моделируется виртуально структура желудка или кишечника. Метод не позволяет видеть изменения цвета слизистой, наличие мелких образований или дефектов.

Капсульная эндоскопия — достаточно молодой метод — заключающийся в съёмке изображения из ЖКТ с помощью микровидеокамер заключенных в капсулу. Исследование перспективное, но достаточно дорогостоящее. Кроме того капсула не управляема, не может подойти к подозрительным участкам. При попадании в содержимое ЖКТ – изображение теряется. Нет возможности взятия биопсии.

Поэтому закономерен следующий вопрос — где пройти гастроскопию?

Для решения этого вопроса необходимо выяснить следующие критерии:

Стоимость гастроскопии

Узнавая цену гастроскопии поинтересуйтесь – что в неё входит, какие возможны варианты проведения исследования.

Такая методика общепринята в странах Европы, Америки, Японии, и даже в арабских странах. Гастроскопия под общим наркозом (в медикаментозном сне). Связано это прежде всего с высоким качеством такого обследования, безболезненностью и комфортом для пациента. Осмотр проводится очень детально с применением самых точных методик. Длится 10-30 минут.

Возможность определения инфекции

Хеликобактер пилори Стандартная гастроскопия обязательно должна включать в себя определение инфекции Хеликобактер Пилори в желудке — уреазный тест. Без данного анализа Ваше лечение может быть невозможным. Кроме того, очень важно, проведение уреазного теста с помощью качественных реактивов, с полным соблюдением методики. Хорошие клиники, как правило, закупают готовые стандартные наборы европейских производителей.

Биопсия при гастроскопии

Поинтересуйтесь, проводится ли биопсия? Биопсия – необходимый метод исследованиях для диагностики предраковых и онкологических заболеваний, а также для точной дигностики состояния слизистой (гастрит и др.). Где проводится исследование взятого материала? По современным стандартам, должна быть возможность исследования материала в 2ух независимых лабораториях.

Фото и видеозапись гастроскопии

Для того чтобы вам не пришлось переделывать исследование, важно наличие фотодокументирования, возможность видеозаписи. Европейский стандарт — не менее 6 снимков с разных отделов.

Дезинфекция оборудования

Очень немаловажный аспект — как дезинфецируется оборудование. Если Вы, сидя под кабинетом , видите очередь, двигающуюся со скоростью 1 человек в 5-10 минут – бегите- дезинфецировать эндоскоп за это время невозможно. Очень высока вероятность заражения, если не ВИЧ или гепатитом, то грибком или другими инфекциями.Качественная обработка проводится в 3 этапа, с использыванием нескольких дезсредств.

Одноразовые материалы

В хороших гастроцентрах Вам предоставят одноразовые материалы – бахилы, полотенца, салфетки и др. Это ещё раз Вас защищает от перекрёстных инфекций.

Источник: asmedical.com.ua